Кондиционер
в автомобиле - своего рода
холодильник. Устройство это,
довольно сложное и поэтому
несколько капризное. Капризничает
он, к слову, чаще всего из-за погоды.
Домашний холодильник стоит себе в
теплой, сухой квартире и ему, кроме
своевременной уборки, ничего не
нужно.
Недостаток
опыта общения с автомобильным
кондиционером-холодильником часто
влечет ошибки, порой с печальными
последствиями. Прежде всего,
температуру он обязан понизить не
на 12-15 градусов, как дома, а на все 40
или даже 50. Чтобы при температуре
окружающего воздуха, скажем, 50
градусов в салоне вашего автомобиля
было по крайней мере 20 градусов,
нужно иметь температуру воздуха,
выходящего из решеток панели
приборов, около 1-3 градусов тепла (при
нулевой или отрицательной
обмораживаются трубки испарителя
кондиционера, покрываясь снежной
"шубой", сокращается проходное
сечение для воздуха, мешая ему
вступить в теплообмен напрямую с
трубками испарителя). Но уже на
расстоянии каких-нибудь 15
сантиметров от выхода из этих
решеток воздух нагревается на 10-14
градусов и только через 30 минут в
машине становится прохладно.
Чтобы
сократить это время в автомобиле с
кондиционером, ввели рециркуляцию
воздуха, то есть движение его по
кругу в замкнутом пространстве -
салоне - без обмена с окружающей
средой. В автомобилях высокого
класса создают режим "регулируемой
рециркуляции", когда во избежание
обеднения кислородом воздуха в
салоне, вызывающего сонливость
водителя, подмешивают наружный
воздух.
Автомобильный
кондиционер, в отличие от системы
отопления салона, не только
понижает температуру, но и
существенно снижает его влажность.
Для этого охладитель (испаритель)
кондиционера и радиатор отопителя
располагают последовательно друг
за другом. Воздух, поступающий в
салон, проходит сначала через
охладитель и теряет влагу -
подсушивается, а потом нагревается
в радиаторе отопителя до желаемой
температуры. Вот и выходит, что в
зимнее время оба устройства -
отопитель и кондиционер - работают
одновременно. Благодаря этому в
сырую ненастную погоду, когда идет
мокрый снег или льет дождь, а за
окном - минус или плюс три градуса, в
салоне автомобиля тепло и сухо,
чистые стекла!
Между тем,
насчет зимнего использования
кондиционера специалисты дают
совершенно противоположные советы.
По одной версии эффективность
кондиционера падает через два года
эксплуатации автомобиля, а если вы
его не включали зимой - то уже на
следующий сезон. По другой – нельзя
включать кондиционер при
температуре воздуха ниже 50 С,
так как прошедший испаритель фреон
может не перейти в парообразное
состояние, а попадание жидкого
фреона в компрессор вызовет его
поломку. С учетом того, что на
большинстве автомобилей с датчиком
«забортной» температуры включение
кондиционера блокируется при
низкой температуре, думаю, что зимой
лучше о кондиционере забыть
П
Случается слышать жалобы: мое авто (с
кондиционером) стало кушать топлива,
как формула 1 - не накормишь.
Естественно, ему советуют поехать в
техцентр и сделать диагностику
двигателя. Правильнее начать с
кондиционера. Он и исправный-то
повышает расход топлива на 5-7%, а
неисправный - и вовсе до 15-25%.
Чтобы
избежать таких неприятностей,
следует систематически проводить
техническое обслуживание
кондиционера. Однако ни в коем
случае не пытайтесь заниматься этим
самостоятельно. Доверьтесь
специалистам, ведь при малейшей
оплошности самоучка-ремонтник
может попасть под давление минимум 5
атмосфер, а в худшем случае ~ под
двадцать - тридцать.
К тому же
системы кондиционирования
автомобилей, как правило,
заправляют ядовитым фреоном R-12
или R-134а.
В случае отравления первым сначала
наступает ощущение легкого
опьянения, эйфории, затем тошнота
или рвота. Спасает тогда обильное
питье минеральной воды, желательно
газированной. Газ R-134a
намного опаснее. Он тоже без цвета и
запаха и при определенных
концентрациях вызывает остановку
сердца без каких-либо
предварительных симптомов. Оба газа,
контактируя, скажем, с горящей
сигаретой, прямо перед носом
разлагаются, образуя фосген.
Отравление при этом неизбежно -
пухнут губы, резко воспаляются
слизистые оболочки, невозможно ни
глотать, ни есть, ни пить.
Самая
уязвимая часть в автомобильном
кондиционере - конденсор-радиатор
кондиционера. По своим размерам он
похож на радиатор системы
охлаждения, но стоит впереди него, а
потому, как настоящий герой, первым
принимает на себя все удары.
Повреждают его и мелкие острые
камешки или осколки фар, бутылок,
рассыпанные на дороге.
Избегайте
наезда на них, ибо стоит конденсор
немало. Вообще цены новых деталей
кондиционера заставляют задуматься:
трубки - по $200-300, о компрессоре лучше
вообще не говорить. И все-таки самая
распространенная причина
разрушений деталей кондиционера -
местная коррозия. Приостановить ее
можно профилактическим
обслуживанием в специализированном
центре каждые два года.
Напоследок-
несколько советов. Сначала всегда
пускайте двигатель, а через минуту
– кондиционер. Прежде, чем
заглушить двигатель – выключите. Не
направляйте на разгоряченное тело
мощный поток холодного воздуха.
Обратите внимание на ветровые
стекла иномарок. Нередко можно
увидеть горизонтальную трещину по
всему стеклу на высоте нижней
четверти. Знаете, отчего? От того,
что, садясь в автомобиль в жару,
водитель, пустив двигатель,
направляет холодный воздух из
кондиционера на раскаленное
ветровое стекло, а в сильный мороз
пускает на него горячий воздух
отопителя. Резкого перепада
температуры стекло не выносит и
трескается.
Так что с
кондиционером в вашей машине,
который приносит массу удобств, не
все так просто, как может показаться
с первого взгляда.
|