Ременная
передача - один из самых старых типов
механических передач, нашедший
применение и на автомобиле.
Распредвал,
генератор, помпа
чаще всего вращаются благодаря ремню.
Мало того, зубчатый ремень
практически вытеснил обычную
металлическую цепь. Секрет столь
широкого применения - в преимуществах
ремня: он дешев, прост в изготовлении,
работает плавно, без шума. Ему не нужны
специальные устройства для гашения
колебаний, как, например, в цепной
передаче "жигулевского" мотора.
Если в ней выйдет из строя успокоитель,
цепь запросто может перескочить через
зубья звездочек - недалеко и до
погнутых клапанов.
Зубчатый
ремень, рассчитанный на передачу
большого усилия, в обычных условиях
практически не удлиняется - в отличие
от моторной цепи. Подтягивать его
приходится редко: главная причина - не
вытяжка, а износ (истирание)
контактных поверхностей ремня и
зубчатых шкивов. Кстати, современные
зубчатые ремни весьма долговечны:
редко требуют замены раньше пробега
60-70 тыс. км, а порой - через 100 тыс. и
более!
Конечно,
ездить больше положенного не стоит:
велика вероятность разрушения ремня,
исчерпавшего свой ресурс. Взглянув на
зубцы отработавшего ремня (лучше
всего их вывернуть наружу), найдете
трещины возле оснований. Это первые
признаки усталостного разрушения. Еще
немного - и зубья, скорее всего,
срежутся. Разумеется, ремень требует
аккуратности при ремонте или
обслуживании мотора. Его легко
повредить ножом, отверткой, даже
кожухом - он ведь не железный. Следите
за состоянием сальников мотора:
просочившееся масло непременно
попадет на ремень и моментально
нарушит надежную связь между ним и
шестерней: замасленный ремень может
легко проскользнуть через шкивы и
стать напрочь беззубым.
Конечно,
следует тщательно регулировать
натяжение ремня ~ перетяжка или
ослабление тоже сократят срок его
службы.Впрочем, эти рекомендации
относятся и к другим ремням, например
поликлиновым, зачастую объединяющим
под капотом все навесные агрегаты.
Если там все в порядке, такие ремни по
своей долговечности соперничают,
скажем, с двигателем, коробкой передач.
Вы спросите, как этого достигают?
Дело в том,
что у поликлинового ремня прочный
кордный материал лежит в "нейтральном"
слое, который при изгибе на шкивах
почти не испытывает растяжения или
сжатия. Множество близко
расположенных мелких клиньев
обеспечивает хорошее сцепление ремня
даже с самыми малыми шкивами уже при
небольшом (в сравнении с обычными
клиновыми ремнями) натяжении, а это
повышает механический КПД передачи,
снижает в ней нагрузки, да и срок
службы ремня увеличивает. Именно
поликлиновые ремни позволили
создавать сложные кинематические
схемы приводов.
Есть,
разумеется, у ременных передач и
недостатки. Например, большие
радиальные габариты. Чтобы обычным
клиновым ремнем передать усилия, с
которыми легко справляется цепь,
размеры шкивов и самого ремня
придется сделать большими.
Для
клинового ремня (особенно по мере
износа деталей передачи) характерно
проскальзывание, возрастающее с
увеличением передаваемого усилия,
вплоть до полного буксования. Иными
словами, передаточное отношение для
обычного клинового ремня - параметр
непостоянный. Это допустимо, например,
в приводе генератора, насоса
охлаждающей жидкости или насоса
гидроусилителя руля, но совершенно
неприемлемо для
газораспределительного механизма,
где валы "математически" связаны:
распредвал обязан вращаться вдвое
медленней коленвала - и никак иначе.
Объективный
недостаток любого плоского или
клинового ремня - необходимость
такого его натяжения, при котором
передача надежно работает. А это
перегружает подшипники, особенно в
двигателе, где сильно изношены шкивы.
С такими даже
сильно перетянутый ремень передает
вращение агрегату (например, помпе,
генератору) ненадежно. Из-за этого на
"классиках" ВАЗа нередки случаи
поломки валика привода помпы по
передней канавке для шариков. Вот
почему ремень нужно правильно
натягивать - настолько, чтобы он явно
не проскальзывал, но и подшипники не
перегружал. Но сделать это неопытному
человеку не так просто, как может
показаться после ознакомления с
инструкцией - в ней обычно указан лишь
прогиб ветви ремня под действием
определенного усилия руки. Да вот руки-то
у всех разные! Не каждый похвастает
тем, что может надавить с усилием
ровно в два килограмма. В этом смысле
еще "смешнее" некоторые приемы
для проверки натяжения зубчатого
ремня: нужно попытаться закрутить его
пальцами на 90 градусов. На ВАЗ-2108 "бывалые"
обнаружили полезный диагностический
признак; будучи слегка перетянут,
ремень громко "ревет" при
увеличении оборотов - тогда его чуть
ослабляют. Недотянутый же сильно
вибрирует.
Срок
службы клинового ремня резко
сокращается, когда соединяемые им
шкивы работают не в одной плоскости
или имеют большое биение - особенно
осевое. Последнее не должно превышать
0,1 мм на радиусе 100 мм, что на
отечественных автомобилях, увы,
встречаешь не часто. Вот и лопаются
ремни в таких машинах куда раньше
отведенного времени. Лечение одно -
подбирать новые шкивы (или по
возможности править старые) и
выводить их в одну плоскость. И тогда о
ремне можно надолго забыть, хотя
менять его, как правило, дело
пустяковое.
|