Эксплуатация
автомобиля с дизельным двигателем
имеет ряд специфических особенностей,
пренебрежение которыми- вернейший
способ погубить его.
Лучший
совет, который можно дать владельцу
дизельной машины, - следуйте
инструкциям фирмы-изготовителя. Но,
увы, не все они переведены на русский,
да и при покупке авто мало кто о них
вспоминает. Так что изложим, хотя бы
вкратце, некоторые правила,
подсказанные опытом эксплуатации
импортных дизелей.
Начнем,
естественно, с пуска двигателя. Обычно
дизель оснащают каким-либо
устройством для подогрева воздуха в
цилиндре. На предкамерных моторах,
которых в России много больше других (среди
легковых машин), часто применяют свечи
накаливания. Индикатор их работы -
желтая лампа с символом спирали на
щитке приборов. Она загорается, когда
вы поворачиваете ключ зажигания. Но не
торопитесь включать стартер, свечи
должны прогреться, и, как правило, на
это уходит примерно 30 секунд. Сигналом
к пуску мотора будет выключение лампы.
Исправный
дизель пускается без труда. Ну а что
делать, если «сел» аккумулятор?
Для начала постарайтесь определить
причину - возможно, пришла пора
серьезно заняться мотором, потерявшим
компрессию и способным посадить еще
не одну батарею в бесплодных попытках
пуска. Но, будем надеяться, ваш
двигатель в хорошем состоянии, и если
хотите, чтобы он оставался таковым и
впредь, воздержитесь от пуска с
буксира. Особенно это опасно для
моторов с ременным приводом
распредвала. Зубчатый ремень (особенно
неновый) может не выдержать резкий
старт «с ходу» и оборваться:
поршни ударят в клапаны, погнут их... В
общем, проще найти другой аккумулятор
(или «прикурить»).
Если уж
срочные дела, чрезвычайные
обстоятельства вынуждают вас «заводиться
с толкача» делайте это очень
аккуратно. На небольшой скорости,
поставив третью передачу, плавно-плавно
включайте сцепление. Не отпускайте
педаль - пусть сцепление слегка
буксует, так на двигатель (и, главное,
зубчатый ремень) придется меньшая
нагрузка, сгладятся возможные удары и
рывки. Но даже таким «мягким»
пуском с ходу злоупотреблять нельзя.
Не зря многие фирмы - производители
дизелей с ремнем привода распредвала
прямо запрещают пуск «с толкача»
или с буксира.
Мотор
работает. Дайте ему прогреться - пусть
не до рабочей температуры, но примерно
до 60°С. Конечно, время прогрева можно
сократить, если вы пользуетесь
высококачественным («жидким» в
морозы) маслом, лучше - на
синтетической основе. В движении надо
учитывать, что дизель, как правило, не
слишком «любит» большие обороты.
Конечно, современные двигатели
оснащены ограничителем частоты
вращения коленвала и «перекрутить»
их почти невозможно. Но риск «запороть
мотор» остается, если все время
держать педаль газа в полу, требуя от
дизеля невозможное (впрочем, так можно
вывести из строя любой двигатель).
Бывают случаи, когда в развозной
фургончик грузили больше, чем он сам
весил, да еще на трассе пытались
соревноваться с легковыми
автомобилями.
И
последнее - как глушить дизель?
Особенности здесь лишь у моторов с
турбонаддувом. Им после работы с
нагрузкой (то есть движения) надо
минуту-две дать поработать вхолостую,
чтобы остудить турбину, и только после
этого выключать. Если воздушный
фильтр расположен низко, не стоит на
ходу въезжать в глубокие лужи. В
результате попадания в цилиндры воды
неминуем гидроудар и большой
дорогостоящий ремонт неминуем.
Обслуживание.
Упаси вас Бог экспериментировать с
маслом, фильтрами, присадками.
Никакого камазовского М10Г2к, никаких
«жигулевских» фильтров! Только
то, что рекомендует производитель (исключение
- масло, лучшее по категории качества API,
например СЕ вместо CD).
Фильтры подбирайте по каталогам
известных зарубежных фирм, как-то: «Чемпион»,
«Бош», « АС Делко» и т. п.
Дизель вообще довольно придирчив к
смазке, его масляный фильтр
отличается мелкой «ячейкой»
отсеивающей частицы, которые
пропустил бы фильтр бензинового
мотора.
Качество
нашего дизтоплива, как известно,
невысокое. Попадая с картерными
газами в систему смазки, его частицы
способствуют образованию отложений.
Поэтому рекомендуется (хотя этого нет
в инструкциях фирм) раз в 20-30 тыс. км
промывать систему смазки специальным
промывочным маслом. Можно почистить
двигатель и по-другому - залить свежее
моторное масло и сменить его
километров через 500. Но если вы
постоянно используете «синтетику»,
не думайте о промывке - моющие
свойства самого масла достаточно
высоки.
Моторы с
турбо наддувом следует заправлять
только высококачественным маслом.
Подшипники расположенной «на
отшибе» системы смазки турбины
сильно нагружены, им нужно чистое,
негустое в любой мороз масло. На
некоторых канистрах обычно так и
пишут - для турбодизеля (for
turbodiesel);
по классификации API
уровень качества таких смазочных
материалов не ниже CD.
Еще
немного о топливе. По нашему опыту,
многочисленные присадки не спасают от
воды - этого злейшего врага дизельной
аппаратуры. Увы, в нашей солярке почти
всегда есть вода. Поэтому имеет смысл
давать топливу отстояться. Конечно,
такая возможность есть не у каждого,
отсюда общая рекомендация - не
забывайте сливать отстой из
топливного фильтра. Как и когда это
делать, изложено во многих, в том числе
русскоязычных, «дизельных»
книжках.
Топливную
систему тоже надо мыть, примерно с той
же периодичностью, что и масляную.
Здесь уже без присадки не обойтись, но
использовать ее надо с умом. Сначала
снимаем топливный бак и механически
промываем, чтобы его отложениями не
засорять систему. Потом, уже в чистый
бак, строго дозировано, по инструкции,
заливаем присадку. Купленную, заметим,
в магазине, с инструкцией на русском
языке и сертификатом. Не хотите
возиться сами - обращайтесь на сервис,
где топливную систему промоют
специальной машиной.
|