Попробуем
рассказать о последней тенденции в
развитии автомобильной
радиоаппаратуры. Но чтобы понять ее
истоки, два слова о достоинствах и
недостатках столь привычной многим
автомобилистам кассеты.
Родилась
она в 1963 году и поначалу с трудом
пробивала себе дорогу. Придумала ее
голландская фирма "Филипс". Лет
через двадцать компакт-кассета
вытеснила с рынка бытовые катушечные
магнитофоны и надолго "прописалась"
в автомобилях. Главные достоинства -
простота в обращении (вспомните, как
долго приходилось заменять катушки в
магнитофонах} и универсальность: ее
можно слушать дома, в автомобиле и т. д.
К тому же кассета недорога.
Недостатков, однако, у нее куда больше.
Главное - малая полоса
воспроизводимых частот. Например,
максимальная частота звука, которую
можно записать на ленте "типа I"
- 14000 Гц - это меньше, чем способно
воспринять ухо человека. То есть,
высокие ноты (кстати, и басы) просто
пропадают. Сравните: у компакт-диска
верхний предел аж за 20000 Гц -
большинству меломанов этого хватает.
Другой
недостаток - большой шум, в чем легко
убедиться. Время непрерывного
звучания мало - обычно не более 45 минут
(очень редко 60 - за счет ухудшения
качества пленки), потом нужно
переходить на следующую дорожку. При
проигрывании на другом магнитофоне
кассета иногда звучит хуже, чем на том,
на котором ее записали. Головки
разных аппаратов настроены немного
посвоему.
Положение
пытались исправить, применяя
системы шумоподавления и более
совершенную ленту ("тип II",
"тип IV")
-что, конечно, удорожает магнитофоны.
Наверное, поэтому большинство
покупателей делают выбор в пользу
простых аппаратов и ленты "тип I".
Были
и продолжаются попытки внедрить на
кассетах цифровую запись сигнала, как
на компакт-дисках. Упрощенно говоря,
аппаратура превращает каждую ноту в
цифровой код, который и записывают на
ленте. При расшифровке принимаются во
внимание только эти коды, а шумы почти
не воспроизводятся. Цифровой сигнал
позволил расширить и частотный
диапазон. Тем не менее, новые
стандарты записи (DAT,
DCC
и др.) в любительской аппаратуре не
прижились. Каждый из них стоил трудов
целой армии инженеров и больших
капиталовложений...
Может,
все дело в недолговечности кассеты?
Если oна
очень хорошего качества, то выдержива
лишь около 800 проигрываний - лента
изнашивается. О низкокачественных
лучше даже не вспоминать. Во время
хранения один слой ленты
намагничивает другой, поэтому на
старых кассетах порой слышится «посторонняя»
музыка. Рекомендуют периодически
перематывать кассеты, но в этом случае
запись ухудшается лишь более
равномерно. От таких недостатков
цифровая запись, конечно же, не
спасает.
Совсем
другое дело - компакт-диск (стандарт
записи CD
- "Си-Ди"). Большой динамический
диапазон, малый шум, звучит больше
часа, да и почти не изнашивается. Стоит
дороже, но не настолько, чтобы это
мешало массовому распространению.
Недостатков у диска меньше, крупных
всего два: нельзя записывать самому,
неудобно заменять диски одной рукой.
Последнее для водителей автомобилей
весьма существенно, поэтому для них
придумали Си-Ди-ченджеры. Гораздо
позже, лишь несколько лет назад,
подобные устройства появились в
домашней аппаратуре. Пытаются
внедрить, пока не очень успешно,
стандарт CD-R,
который позволяет сделать запись на
диск.
Неужели
нельзя избавить диск от недостатков?
"Можно!" - решили на японской
фирме "Сони" и изобрели мини-диск
(MD).
Пластмассовый корпус с металлической
шторкой - точь-в-точь дискета для компьютера,
только начинка другая - диск для
лазерного проигрывателя. Время
звучания - 74 минуты, как у "Си-Ди",
хотя размер меньший.
Новый
носитель звука так же прост в
обращении, как кассета. Мини-диск
трудно поцарапать, стала ненужна
громоздкая коробка. Он не так боится
высоких и низких температур, как
пленка в кассете. Как и на компакт-диске,
легко найти любой музыкальный
фрагмент - перематывать, в отличие от
кассеты, не надо, доступ почти
мгновенный. Порядок воспроизведения
записей нетрудно запрограммировать.
Главное,
можно записать любимую музыку и взять
в дорогу. Причем не просто записать, а
смонтировать: сдвинуть музыкальные
произведения, вставить новые, стереть.
Каждое можно сопроводить коротким
текстом - потом он высвечивается на
экране. Возможности - колоссальные! О
них еще рассказывать и рассказывать,
но... автомобилисты смогут лишь
проигрывать мини-диск, а записывать
только дома, как, впрочем, и компакт-кассету.
Неужели
у мини-диска нет никаких минусов?
Основной - запись звучит хуже, чем на
компакт-диске. Однако "Сони"
поработала над недостатками, и новая
версия алгоритма записи - она
называется ATRAC-4.0
- намного лучше прежних. Другой
недостаток - высокая цена.
Записывающие устройства - деки стоят
на российском рынке 200-1500 долларов, в
зависимости от модели. Ныне их
выпускает не только "Сони", но и
другие известные фирмы: "Джей-Ви-Си"
(JVC),
"Маранц" (Marantz),
"Айва" (Aiwa),
"Денон" (Denon)
и др. Наибольшую популярность новые
носители звука снискали в странах
Дальнего Востока, где объем продаж
довольно велик. Рассчитывают, что в
нынешнем году половина автомобильной
аппаратуры, проданной на японском
рынке, будет с минидисками. Здесь
цепная реакция, как в ядерной физике:
чем больше покупают, тем больше
выпускают, а значит, падает
себестоимость и вслед за ней - цена в
магазине. А чем она ниже, тем больше
покупают, соответственно больше
выпускают... см. выше. Поэтому цены на МD-аппаратуру
стремительно падают.
Удастся
ли "Сони" "раскрутить" новый
стандарт звукозаписи и достойно
ответить "Филипсу"? Пока
однозначно ответить сложно. Скорее
всего, да. Однако и старушка кассета на
пенсию не торопится. В Западной Европе
примерно 60% продаваемой автомобильной
аппаратуры - с проигрывателями для
кассет, а не для дисков. Вспомните, как
долго не сдавались катушечные
магнитофоны. Так и кассеты - своих
позиций на рынке без боя не уступят.
Удавалось
ли когда-нибудь "Сони" внедрить
на рынке свой собственный стандарт? Да,
сейчас в Западной Европе большинство
покупателей бытовых видеокамер
предпочитают стандарт "Видео-8" (Video-8),
придуманный "Сони". Здесь он
вытесняет появившийся немного раньше
стандарт "Ви-Эйч-Эс" (VHS),
изобретенный фирмой "Джей-Ви-Си".
(Кстати, в России этого почему-то не
происходит.)
В
общем, для успеха нового начинания
требуется вложить деньги, наладить
рекламу и... убедить изготовителей
музыкальных записей перейти на новый
носитель звука. А им, понятно, не очень
хочется менять налаженное
производство. Впрочем, "Сони"
занимается и этим видом бизнеса.
Теперь
перейдем к тому, что предлагают
российским автомобилистам. Во-первых,
ченджеры мини-дисков. От Си-Ди-ченджеров
их отличают малые размеры (176x84x125 мм).
Если приборы рассчитаны на шесть
дисков, то легко
помещается в перчаточном ящике или в
подлокотнике, который устанавливают в
иномарках между передними сиденьями.
Это стало возможным благодаря
небольшим размерам дисков. Еще
преимущество: во время работы
ченджера диски можно вынимать,
разумеется, за исключением того,
который в данный момент
воспроизводится. Поскольку
маленькому аппарату легче найти место
"под рукой", заменить диски
водитель сможет даже во время
движения.
"Сони"
предлагает также приемник с
четырехдисковым проигрывателем MDX-400RDS
высшего класса без усилителя мощности.
Интересно, что последний размещен в
корпусе стандартного размера - как
магнитола. Сделать подобный прибор с
четырьмя компакт-дисками еще никому
не удалось, а с мини-дисками удается. К
аппарату можно подключить еще Си-Ди-
или мини-диск-ченджер, что заметно
расширит музыкальный репертуар.
|