Сегодня легковые
автомобили производятся более чем в 35
странах мира в количестве, превышающем
38 млн. штук ежегодно. Какие они? Почему
одних машин выпускают много, а других
мало? Какие автомобили наиболее
популярные? Разобраться в этой
огромной массе моделей непросто, и
многие, наверное, хотели бы получить
ответы на поставленные вопросы, пусть
даже в самом общем виде.
Ответим
на примере Западной Европы, как
наиболее близкой к нам, хотя бы
географически. Средняя насыщенность
легковыми автомобилями 15 стран
Европейского Союза (ЕС) в 1996 году
составила 431 шт. на тысячу человек
населения ЕС. Среди них лидируют
Люксембург (549) и Италия - 523 машины на
тыс. человек. Насколько
известно, в Европе не существует
каких-либо официально принятых
классификационных признаков,
разделяющих автомобили на группы с
характерными для них свойствами. Тем не
менее, как фирмами-изготовителями, так
и средствами массовой информации
автомобильного профиля признается
такая классификация легковых машин,
которая учитывает габаритные размеры и
частично назначение автомобилей. Она
достаточно популярна и проста, что,
кстати говоря, было не всегда. В свое
время автомобили подразделялись,
прежде всего, по налоговой мощности, а
затем и по рабочему объему двигателей,
что, очевидно, на заре развития
автомобилизации было вполне уместным.
Только в 60-х годах в связи с появлением
семейств автомобилей с моторами разной
мощности и рабочего объема постепенно
стали отказываться классификации по
рабочему объему, так уже не это
становилось главным показателем
потребительского качества. Нынешняя
классификация вполне рациональна и
объективно устраивает всех, начиная от
покупателей и заканчивая
специалистами по маркетингу
авторынков.
В качестве
классификационного параметра
пользуются очевидные для всех
габаритные размеры кузова автомобиля.
Основная идея
проста: чем автомобиль больше, тем
он вместительнее, комфортабельнее и
дороже при прочих равных условиях.
Дополнительный казатель класса - его
стоимость. Классификация автомобилей
массового спроса базируется на кузовах
обычного типа, к которым относятся,
конечно двухдверный седан и 3/5-дверные
хэтчбеки. Кузова универсального типа
часто соответствуют седанам, если
таковые есть в производственной
программе этой модели. В ряде случаев
универсалы несколько больше
пассажирских кузовов, поэтому
они относятся к тому классу,
который был установлен по обычному
кузову.
Итак, все легковые
автомобили, продаваемые на
западноевропейских рынках, делятся на
10 условных групп, из которых 6 - по
классам, и 4 - по типу кузова (шасси). Все
легковые автомобили с кузовами седан и
хэтчбек на шасси обычного типа для
дорог общего пользования (кроме
спортивных купе и универсалов
повышенной проходимости (УПВ) или
минивэнов) разделены на 6 размерных
классов, каждый из которых
обозначается латинской буквой: А, В, С, D,
Е и F.
Класс "А" включает
малогабаритные модели,
предназначенные преимущественно для
городской эксплуатации. Среди них, как
правило, самые дешевые автомобили типа
"СЕАТ-Марбелла", "ФИАТ-Чинквиченто"
и др. К этому классу относится и
российский ВАЗ-1111 "Ока". Класс "В"
- второй по европейской популярности
состоит из переднеприводных моделей с
3/5-местными кузовами хэтчбек.
Конструктивно являются аналогами
моделей более высокого класса "С",
отличаясь от них чуть меньшей базой и
габаритной длиной. В этом классе есть
типичные его представители ("Пежо-106",
"Опель-Корса", "Рено-Клио", "Форд-Фиеста"),
а также модели, находящиеся на границе
с классом "С" ("Шкода-Фелиция",
"Фольксваген-Поло", "ФИАТ-Палио").
Отличительной особенностью почти всех
моделей классов "А" и "В"
является использование на их базовых
комплектациях двигателей небольшого
рабочего объема (около 1,0 литра).
Конечно, есть машины с моторами в 100 л.с.
и более, но такие исполнения довольно
редки и нетипичны. Модели класса "В"
достаточно дешевы, относительно
просторны и могут использоваться не
только для городской езды, но и в
качестве семейных автомобилей. Тем
более, что здесь уже встречаются модели
с кузовами седан и даже универсал ("Фольксваген-Поло
Классик/ Вариант). Следующий класс "С"
принято считать "гольф-классом",
ибо уже свыше 20 лет эта модель концерна
"Фольксваген" задает тон в
развитии таких автомобилей. Его в
России называют малым классом, но на
Западе считают "низшим средним",
подразумевая, очевидно, под этим вовсе
не автомобиль сам по себе, а ту
прослойку населения, которая
пользуется такими машинами по причине
недостаточных доходов для покупки "нормального"
автомобиля. По своей популярности этот
класс наиболее массовый - ежегодный
спрос регулярно составляет около 30% от
продаж автомобилей всех классов. В
России он тоже самый популярный, так
как к нему относятся все модели "Жигули"
и "Самара". Типичными
представителями этого класса, кроме
моделей "Гольф", являются "Опель-Астра",
"Форд-Эскорт", "ФИАТ-Браво/Брава"
и др. Класс "D"
означает просто средний класс. В
Западной Европе эти машины весьма
популярны и отличаются от низшего
среднего чуть большими размерами и,
конечно, более высоким уровнем
комфорта и оснащения. Здесь
соседствуют относительно недорогие
автомобили типа "Опель-Вектра",
"Пежо406" или "Форд-Мондео" с
грандами этой группы -моделями БМВ
третьей серии и "Ауди-А4". Причем
люксовые комплектации многих машин
мало, чем уступают (разве только по
вместимости салона) представителям
следующего класса "Е". По своим
эксплуатационным характеристикам эти
машины во многом являются оптимальными
транспортными средствами для 4-5
человек, достаточно компактными и
вместительными. Именно этот класс
серьезно конкурирует со следующим
классом "Е" и постоянно отнимает у
него все больше покупателей. Класс "Е"
на Западе называют высшим средним
классом, причем под словом "высший"
подразумевают, прежде всего,
увеличенные габариты этих машин, а не
степень их оснащения. Этот класс
постепенно уменьшается из-за
сокращения спроса на большие и
просторные модели типа "Онель-Омега",
"Рено-Шафран", хотя некоторые его
представители (БМВ пятой серии и "мерседесы"
Е-класса) чувствуют себя вполне
уверенно, не испытывая недостатка в
желающих их приобрести. Из российских
машин здесь можно встретить "Волгу"
ГАЗ-3110. По соображениям пассивной и
активной безопасности,
приспособленности конструкции к
скоростной езде, да и соответствию
европейским требованиям по экологии
эта машина не выдерживает никакой
критики. Следующий класс "F"
- автомобили "люкс" для
состоятельных людей, а так же
представительских целей. Как правило,
это довольно большие и
укомплектованные по максимуму машины.
Ценовые ограничения здесь отсутствуют.
Модель "Ayди-
А8" этого класса стоимостью в 90 тыс.
немецких марок считается дешевой
машиной, так как «обычные» цены здесь в
полтора-два раза выше. Лицо этого
класса - автомобили типа "Мерседес"
S-класса,
БМВ седьмой серии и "Ягуар" серии
"XJ".
Кроме размерных
классов, есть еще четыре группы
автомобилей, различающихся
типом кузова
(шасси). В последние годы их было
продано лишь
6,6% общего числа
продаж. Другими словами,
обычные легковые автомобили пока
доминируют на европейском рынке.
Первая группа
автомобилей - различные спортивные
купе, продажи которых составляют 2,12%.
Как правило, эти машины имеют
специально сконструированные двух- и
четырехместные кузова, причем
оснащение, отделка и ходовые качества
моделей купе отличаются спортивным
характером. Эта группа достаточно
неоднородна и многолика. Здесь
соседствуют "настоящие"
двухместные машины типа "Феррари-Р355"
или "Лотус-Эспри" с 4-5-местными
купе типа "Рено-Меган Коч" или "Пежо-406
купе". Следующая группа включает
однотипные модели с открытыми кузовами
(кабриолет, родстер, спайдер и др.). В ней
много обычных моделей типа "Фольксваген-Гольф
кабриолет" или "Форд-Эскорт
кабриолет", но есть и дорогие "мерседесы"
серии "SL",
и "Феррари-Р355 спайдер". Объем
европейских продаж моделей с открытыми
кузовами - 1,32%. Многие из них в качестве
дополнительного оснащения оборудуются
жестким съемным верхом, весьма
уместным для зимней погоды. Некоторые
модели ("Мерседес-Бенц" серии "CLK"
и "Хонда-CRX")
выпускаются как кабриолет и купе,
обладая автоматически убирающимся
жестким верхом. Третья группа машин
отличается не кузовом, а своим шасси,
ибо включает внедорожники -
многоцелевые полноприводные легковые
автомобили
среди них можно
выделить легкие машины типа "Тойота-RAV4"
или "Сузуки-Витара", которые по
своим эксплуатационным качествам
более пригодны скорее для активного
отдыха и быстрой езды, чем для работы.
Автомобили МПЛА в США называют "спортивно-универсальными
транспортными средствами" (Sport
Utility
Vehicle
-SUV) и
относят к группе легких грузовиков, как
и пикапы всех типов. Кроме этого,
пассажирские МПЛА имеют и народное
прозвище - "джипы", есть всего три модели этой марки, включая и
непосредственного потомка "Джипа"
- модель "Рэнглер". Однако в Европе
машины этого класса не очень жалуют -
всего 2,0% продаж. Возможно, что одна из
главных причин - наличие разветвленной
сети хороших дорог, позволяющих
обходиться обычным автомобилем.
Полноприводные легковые модели типа
"Субару-Легаси" или "Ауди-Кваттро"
относятся к группе обычных машин, хотя
фирма "Субару" считает, что ее
модели "Легаси-Оутбэк" или "Форестер"
вполне пригодны для того, чтобы встать
рядом с внедорожниками. Следующая и
последняя группа - пассажирские
автомобили с кузовами повышенной
вместимости. В нее входят модели по
меньшей мере трех разновидностей:
пассажирские комплектации легких
грузовиков, минивэны или универсалы
повышенной вместимости (УПВ) на базе
легковых автомобилей, а также
пассажирские фургоны (микроавтобусы)
на базе легких грузовиков. Например, из
обширной программы моделей "Фольксваген-Т4"
сюда попали только автобусы "Каравель"
и "Мультиван" - все остальные
считаются грузовиками.
Подобная картина
наблюдается и среди моделей "Рено-Экспресс"
- в легковые попали только 5-местные
исполнения с общим пространством
салона и кузова и окнами в стенках
фургона. Эта группа самая
малочисленная -всего 1,18% от уровня
общих продаж.
Разумеется, что
сложившийся спрос на модели различных
классов и групп не остается постоянным.
Изменяются потребности людей, условия
их жизни и даже автомобильная мода.
Например, увеличивается спрос на
УПВ, а также модели классов "А" и
"В" (в Европе, не у нас).
Одновременно уменьшается потребность
в дорогих и просторных машинах классов
"D"
и "Е".
Североамериканский и
японский автомобильные рынки
существенно отличаются от
западноевропейского. Легковые
автомобили в США пользуются меньшим
спросом. С 1995 г парк легковых
автомобилей в Соединенных Штатах стал
понемногу уменьшаться за счет резкого
роста числа легких
грузовиков К легковым автомобилям в
США относят машины примерно
соответстствующие европейским меркам
за исключением МПЛА, УПВ и
грузопассажирских фургонов, которые
здесь учитываются; как легкие
грузовики. На тысячу американцев
приходится 710 автомобилей.
В Японии насыщенность
населения автотранспортом составляет
445 машин на тысячу человек. Основной
потребительский спрос приходится на
малые модели: 60% от общего количества.
Японские автомобили отличаются
огромным разнообразием. Здесь можно
увидеть машины любого типа, на любом
шасси – от двухместного спортивного
кабриолета до полноприводных
внедорожников, УПВ или фургона.
|