Амортизатор - для многих
автомобилистов остается
загадочной вещью, хотя на деле
является одним из важнейших элементов
подвески. Ведь именно он
предотвращает раскачивание кузова на
упругих элементах - пружинах или
рессорах.
Что
происходит, если амортизатор не
исправен? Стоит машине на скорости
проскочить
сколько-нибудь заметную кочку, как
кузов ее испытает сильнейший толчок
разжатой пружины и автомобиль тут же
отклонится от заданного водителем
направления движения. К сожалению, не
все владельцы воздают амортизаторам
должное. Многие из них порой
накатывают сотни километров, не
обращая внимания на отчаянный стук
спереди или сзади, особенно на тех
автомобилях, где амортизаторы
являются элементами подпружиненных
стоек подвески и раскачка кузова не
столь заметна. Между тем проверка
исправности амортизатора
весьма проста. Достаточно
визуальным осмотром определить, нет
ли потеков жидкости на корпусе
амортизатора, а затем интенсивно
покачать автомобиль по очереди за
каждый угол, нажав на крыло или бампер
три-четыре раза. После этого кузов
должен совершить лишь одно «возвратное»
движение до номинального положения.
Если же машина качается дольше или при
этом слышны отчетливые стуки,
амортизатор можно считать
неисправным. Замена его не
представляет сложности и в
большинстве случаев не требует
специальных приспособлений - в
отличие от ремонта, который
желательно производить только в
специализированных мастерских.
Встречаются и неразборные
конструкции амортизаторов, а также
вставки-«патроны», которые
вставляются в корпус стойки, заменяя
собой прежнюю ее «начинку».
Наиболее
распространены амортизаторы двух
видов - гидравлические и
газогидравлические (часто их называют
газонаполненными или просто газовыми.
Во вторых также присутствует жидкость,
однако она
предварительно «поджата»
небольшим объемом газа, который, в
отличие от жидкости, имеет свойство
сжиматься. Гашение колебаний упругих
элементов подвески происходит за счет
перетекания жидкости из одного
резервуара в другой и обратно через
систему клапанов. Параметры
амортизаторов определяются подбором
клапанов и размером газовой «камеры»:
чем выше скорость срабатывания, тем
активнее замедляется ход подвески.
Газовые амортизаторы для спортивных
автомобилей более «жесткие», на
малых неровностях
они вообще могут не
дать пружинам сработать - и вам
покажется, что вы едете... сидя на
табуретке. Наиболее известные фирмы Koni,
Bilstein, Мопrое и Sachs
выпускают целую гамму амортизаторов,
специально оговаривая назначение
каждого изделия (для спортивной или
комфортной езды) и даже рекомендуя
подбор пружин определенной жесткости
и длины. Перечисленные фирмы
выпускают довольно много марок
амортизаторов специально
предназначенных для отечественных
автомобилей, которые можно смело на
них устанавливать. При этом, исходя из
собственного характера, вы можете
сделать подвеску своей машины более
или менее предназначенной для резкой,
спортивной езды - правда, несколько в
ущерб ее противоположным качествам.
Поэтому, выбирая амортизаторы, не
стоит спешить: фирменный их комплект
стоит недешево и поменять один на
другой будет весьма накладно.
|