РАЗДЕЛЫ

  • Классификация автомобилей

Copyright © 2002  ЗАО"Сервис-полимер".


  Рейтинг ресурсов УралWeb 

Яндекс цитирования

SpyLOG

Rambler's Top100

 

КЛАССЫ И ТИПАЖ

Сегодня легковые автомобили производятся более чем в 35 странах мира в количестве, превышающем 38 млн. штук ежегодно. Какие они? Почему одних машин выпускают много, а других мало? Какие автомобили наиболее популярные? Разобраться в этой огромной массе моделей непросто, и многие, наверное, хотели бы получить ответы на поставленные вопросы, пусть даже в самом общем виде.

Ответим на примере Западной Европы, как наиболее близкой к нам, хотя бы географически. Средняя насыщенность легковыми автомобилями 15 стран Европейского Союза (ЕС) в 1996 году составила 431 шт. на тысячу человек населения ЕС. Среди них лидируют Люксембург (549) и Италия - 523 машины на тыс. человек. Насколько  известно, в Европе не существует каких-либо официально принятых классификационных признаков, разделяющих автомобили на группы с характерными для них свойствами. Тем не менее, как фирмами-изготовителями, так и средствами массовой информации автомобильного профиля признается такая классификация легковых машин, которая учитывает габаритные размеры и частично назначение автомобилей. Она достаточно популярна и проста, что, кстати говоря, было не всегда. В свое время автомобили подразделялись, прежде всего, по налоговой мощности, а затем и по рабочему объему двигателей, что, очевидно, на заре развития автомобилизации было вполне уместным. Только в 60-х годах в связи с появлением семейств автомобилей с моторами разной мощности и рабочего объема постепенно стали отказываться классификации по рабочему объему, так уже не это становилось главным показателем потребительского качества. Нынешняя классификация вполне рациональна и объективно устраивает всех, начиная от покупателей и заканчивая специалистами по маркетингу авторынков.

В качестве классификационного параметра пользуются очевидные для всех габаритные размеры кузова автомобиля. Основная идея      проста: чем автомобиль больше, тем он вместительнее, комфортабельнее и дороже при прочих равных условиях. Дополнительный казатель класса - его стоимость. Классификация автомобилей массового спроса базируется на кузовах обычного типа, к которым относятся, конечно двухдверный седан и 3/5-дверные хэтчбеки. Кузова универсального типа часто соответствуют седанам, если таковые есть в производственной программе этой модели. В ряде случаев универсалы несколько больше пассажирских кузовов, поэтому  они относятся к тому классу, который был установлен по обычному кузову.

Итак, все легковые автомобили, продаваемые на западноевропейских рынках, делятся на 10 условных групп, из которых 6 - по классам, и 4 - по типу кузова (шасси). Все легковые автомобили с кузовами седан и хэтчбек на шасси обычного типа для дорог общего пользования (кроме спортивных купе и универсалов повышенной проходимости (УПВ) или минивэнов) разделены на 6 размерных классов, каждый из которых обозначается латинской буквой: А, В, С, D, Е и F.

 Класс "А" включает малогабаритные модели, предназначенные преимущественно для городской эксплуатации. Среди них, как правило, самые дешевые автомобили типа "СЕАТ-Марбелла", "ФИАТ-Чинквиченто" и др. К этому классу относится и российский ВАЗ-1111 "Ока". Класс "В" - второй по европейской популярности состоит из переднеприводных моделей с 3/5-местными кузовами хэтчбек. Конструктивно являются аналогами моделей более высокого класса "С", отличаясь от них чуть меньшей базой и габаритной длиной. В этом классе есть типичные его представители ("Пежо-106", "Опель-Корса", "Рено-Клио", "Форд-Фиеста"), а также модели, находящиеся на границе с классом "С" ("Шкода-Фелиция", "Фольксваген-Поло", "ФИАТ-Палио"). Отличительной особенностью почти всех моделей классов "А" и "В" является использование на их базовых комплектациях двигателей небольшого рабочего объема (около 1,0 литра). Конечно, есть машины с моторами в 100 л.с. и более, но такие исполнения довольно редки и нетипичны. Модели класса "В" достаточно дешевы, относительно просторны и могут использоваться не только для городской езды, но и в качестве семейных автомобилей. Тем более, что здесь уже встречаются модели с кузовами седан и даже универсал ("Фольксваген-Поло Классик/ Вариант). Следующий класс "С" принято считать "гольф-классом", ибо уже свыше 20 лет эта модель концерна "Фольксваген" задает тон в развитии таких автомобилей. Его в России называют малым классом, но на Западе считают "низшим средним", подразумевая, очевидно, под этим вовсе не автомобиль сам по себе, а ту прослойку населения, которая пользуется такими машинами по причине недостаточных доходов для покупки "нормального" автомобиля. По своей популярности этот класс наиболее массовый - ежегодный спрос регулярно составляет около 30% от продаж автомобилей всех классов. В России он тоже самый популярный, так как к нему относятся все модели "Жигули" и "Самара". Типичными представителями этого класса, кроме моделей "Гольф", являются "Опель-Астра", "Форд-Эскорт", "ФИАТ-Браво/Брава" и др. Класс "D" означает просто средний класс. В Западной Европе эти машины весьма популярны и отличаются от низшего среднего чуть большими размерами и, конечно, более высоким уровнем комфорта и оснащения. Здесь соседствуют относительно недорогие автомобили типа "Опель-Вектра", "Пежо406" или "Форд-Мондео" с грандами этой группы -моделями БМВ третьей серии и "Ауди-А4". Причем люксовые комплектации многих машин мало, чем уступают (разве только по вместимости салона) представителям следующего класса "Е". По своим эксплуатационным характеристикам эти машины во многом являются оптимальными транспортными средствами для 4-5 человек, достаточно компактными и вместительными. Именно этот класс серьезно конкурирует со следующим классом "Е" и постоянно отнимает у него все больше покупателей. Класс "Е" на Западе называют высшим средним классом, причем под словом "высший" подразумевают, прежде всего, увеличенные габариты этих машин, а не степень их оснащения. Этот класс постепенно уменьшается из-за сокращения спроса на большие и просторные модели типа "Онель-Омега", "Рено-Шафран", хотя некоторые его представители (БМВ пятой серии и "мерседесы" Е-класса) чувствуют себя вполне уверенно, не испытывая недостатка в желающих их приобрести. Из российских машин здесь можно встретить "Волгу" ГАЗ-3110. По соображениям пассивной и активной безопасности, приспособленности конструкции к скоростной езде, да и соответствию европейским требованиям по экологии эта машина не выдерживает никакой критики. Следующий класс "F" - автомобили "люкс" для состоятельных людей, а так же представительских целей. Как правило, это довольно большие и укомплектованные по максимуму машины. Ценовые ограничения здесь отсутствуют. Модель "Ayди- А8" этого класса стоимостью в 90 тыс. немецких марок считается дешевой машиной, так как «обычные» цены здесь в полтора-два раза выше. Лицо этого класса - автомобили типа "МерседесS-класса, БМВ седьмой серии и "Ягуар" серии "XJ". Кроме   размерных   классов, есть еще четыре группы автомобилей, различающихся    типом    кузова (шасси). В последние годы их было продано  лишь 6,6% общего    числа    продаж. Другими словами,  обычные легковые автомобили пока доминируют на европейском рынке.

Первая группа автомобилей - различные спортивные купе, продажи которых составляют 2,12%. Как правило, эти машины имеют специально сконструированные двух- и четырехместные кузова, причем оснащение, отделка и ходовые качества моделей купе отличаются спортивным характером. Эта группа достаточно неоднородна и многолика. Здесь соседствуют "настоящие" двухместные машины типа "Феррари-Р355" или "Лотус-Эспри" с 4-5-местными купе типа "Рено-Меган Коч" или "Пежо-406 купе". Следующая группа включает однотипные модели с открытыми кузовами (кабриолет, родстер, спайдер и др.). В ней много обычных моделей типа "Фольксваген-Гольф кабриолет" или "Форд-Эскорт кабриолет", но есть и дорогие "мерседесы" серии "SL", и "Феррари-Р355 спайдер". Объем европейских продаж моделей с открытыми кузовами - 1,32%. Многие из них в качестве дополнительного оснащения оборудуются жестким съемным верхом, весьма уместным для зимней погоды. Некоторые модели ("Мерседес-Бенц" серии "CLK" и "Хонда-CRX") выпускаются как кабриолет и купе, обладая автоматически убирающимся жестким верхом. Третья группа машин отличается не кузовом, а своим шасси, ибо включает внедорожники - многоцелевые полноприводные легковые автомобили

среди них можно выделить легкие машины типа "Тойота-RAV4" или "Сузуки-Витара", которые по своим эксплуатационным качествам более пригодны скорее для активного отдыха и быстрой езды, чем для работы. Автомобили МПЛА в США называют "спортивно-универсальными транспортными средствами" (Sport Utility Vehicle -SUV) и относят к группе легких грузовиков, как и пикапы всех типов. Кроме этого, пассажирские МПЛА имеют и народное прозвище - "джипы", есть всего три модели этой марки, включая и непосредственного потомка "Джипа" - модель "Рэнглер". Однако в Европе машины этого класса не очень жалуют - всего 2,0% продаж. Возможно, что одна из главных причин - наличие разветвленной сети хороших дорог, позволяющих обходиться обычным автомобилем. Полноприводные легковые модели типа "Субару-Легаси" или "Ауди-Кваттро" относятся к группе обычных машин, хотя фирма "Субару" считает, что ее модели "Легаси-Оутбэк" или "Форестер" вполне пригодны для того, чтобы встать рядом с внедорожниками. Следующая и последняя группа - пассажирские автомобили с кузовами повышенной вместимости. В нее входят модели по меньшей мере трех разновидностей: пассажирские комплектации легких грузовиков, минивэны или универсалы повышенной вместимости (УПВ) на базе легковых автомобилей, а также пассажирские фургоны (микроавтобусы) на базе легких грузовиков. Например, из обширной программы моделей "Фольксваген-Т4" сюда попали только автобусы "Каравель" и "Мультиван" - все остальные считаются грузовиками. Подобная картина наблюдается и среди моделей "Рено-Экспресс" - в легковые попали только 5-местные исполнения с общим пространством салона и кузова и окнами в стенках фургона. Эта группа самая малочисленная -всего 1,18% от уровня общих продаж.

Разумеется, что сложившийся спрос на модели различных классов и групп не остается постоянным. Изменяются потребности людей, условия их жизни и даже автомобильная мода. Например, увеличивается спрос на УПВ, а также модели классов "А" и "В" (в Европе, не у нас). Одновременно уменьшается потребность в дорогих и просторных машинах классов "D" и "Е".

Североамериканский и японский автомобильные рынки существенно отличаются от западноевропейского. Легковые автомобили в США пользуются меньшим спросом. С 1995 г парк легковых автомобилей в Соединенных Штатах стал понемногу уменьшаться за счет резкого роста числа  легких грузовиков К легковым автомобилям в США относят машины примерно соответстствующие европейским меркам за исключением МПЛА, УПВ и грузопассажирских фургонов, которые здесь учитываются; как легкие грузовики. На тысячу американцев приходится 710 автомобилей.

В Японии насыщенность населения автотранспортом составляет 445 машин на тысячу человек. Основной потребительский спрос приходится на малые модели: 60% от общего количества. Японские автомобили отличаются огромным разнообразием. Здесь можно увидеть машины любого типа, на любом шасси – от двухместного спортивного кабриолета до полноприводных внедорожников, УПВ или фургона.


сайт компании "СЕРВИС-ПОЛИМЕР"
Главная страница| О проекте | Гостевая книга
Вопросы, пожелания по содержанию присылайте на aya@email.ru
Ваши комментарии о сайте присылайте  webmaster


Rambler's Top100
Hosted by uCoz