РАЗДЕЛЫ

  • О масле

Copyright © 2002  ЗАО"Сервис-полимер".


  Рейтинг ресурсов УралWeb 

Яндекс цитирования

SpyLOG

Rambler's Top100

 

МАСЛО НЕ ДЛЯ БУТЕРБРОДА

Моторное масло, его качество, регулярность замены, соответствие сорта данному двигателю и конкретным условиям его эксплуатации игранет большую роль в обеспечении надежной и долговечной работы двигателя. Масло способствует созданию стабильной поверхности трения, снижению износа и уменьшению механических потерь.

Моторные масла.

Моторные масла разделяют на два основных вида - минеральные и синтетические. Вязкость минеральных масел, получаемых из нефти, сильно зависит от температуры, поэтому они требуют присадок, которые быстро разрушаются из-за высоких механических и тепловых нагрузок, сокращая срок службы масла. Синтетические масла были созданы для авиационных и гоночных моторов. Их получают путем химического синтеза, чем достигается высокая однородность и стабильность свойств. Такие масла остаются более жидкими на морозе и более густыми в жару, чем минеральными. Это свойство позволяет снизить износ деталей и потери на трение, что экономит топливо. Кроме того, синтетическое масло меньше сгорает в двигателе и служит дольше, образовывая мало отложений. Единственный недостаток - высокая цена.

Выбор моторных масел сейчас едва ли не самый широкий среди товаров для автомобилей. Времена единственной на все случаи "жигулевской всесезонки" миновали, надеемся, навсегда. Сегодня рядовому автомобилисту доступны такие марки масел, о которых он знал только из редких телевизионных сюжетов о всемирно известных автогонках. Причем цены на отдельные масла уже почти сравнялись с ценами отечественных масел, что вызывает, впрочем, еще больше сомнений. Попробуем развеять некоторые распространенные заблуждения.

Первое - годятся ли фирменные масла для отечественных моторов, большинство которых было разработано конструкторами в 70-е, а то и в 60-е годы? Без сомнения - да. Назовем лишь те, которые не годятся однозначно. Это:

  • масла, не предназначенные для автомобильных моторов (трансмиссионные, веретенные, другие, пусть даже похожие по цвету, запаху вязкости);

  • масла несоответствующей качественной характеристики (российские с буквами А, Б или В в маркировке, импортные классом ниже SF расшифровка приводится далее);

  • масла несоответствующей сезону вязкости

Все моторные масла, имеющие необходимую маркировку, для наших двигателей подходят и могут быть смело и пользованы в них.

Есть, впрочем, еще одно заблуждение: импортные масла на синтетической основе якобы агрессивны к "нашим" сальникам и про кладкам из резины. Это именно заблуждение Синтетические масла лишь обладают несколько большей текучестью а потому легче просачиваются через неплотности в соединениях. Так что течь сальника свидетельствует не об "агрессивности" масла, а о том, что рабочая кромка манжета уже основательно изношена и вскоре сквозь него потекло бы любое масло.

Вечны" ли синтетические масла? Ни в коем случае! Срок их службы лишь немногим больше, чем у минеральных масел. Кстати. Быстрое потемнение масла свидетельствует о его хороших моющих средствах.

Обязательно ли использовать промывочное масло или специальную моющую добавку при замене моторного масла? Нет, если только вы не переходите с минерального сорта на "синтетику". В остальных случаях высокие моющие свойства масла практически исключают образование каких-либо отложений.

Обозначение и классификация моторных масел

SAE 5W-40

Классификация по вязкостно-температурным свойствам

API SJ/CD Классификация по эксплуатационным свойствам
ACEA A3-96; B3-96 Европейская классификация по эксплуатационным свойствам
CCMC G-5/PD2 Европейская классификация по эксплуатационным свойствам
Volkswagen 500.00 и 505.00 (11/92) Дополнительные спецификации производителей Porsche, BMW, Mercedes-Benz 229.1

Покупать масло для очередной замены следует в количестве 5 литров (для двигателей объемом до 2000 см3. Наиболее часто масло разлито в канистры емкостью 1, 4, 5л, а также 1 галлон (3,75 л).

Итак, взгляните на предлагаемые таблицы и расшифровку маркировки моторных масел – и смело выбирайте любое понравившееся для ваших "жигулей", "москвичей", "волг"...

Начнем с обозначения по SАЕ (Общество автомобильных инженеров США).

Вязкость – одна из основных характеристик моторных масел, определяющая температурные пределы их работоспособности. При низкой температуре вязкость должна быть не слишком велика, чтобы легко пускался двигатель и масляный насос надежно прокачивал масло по системе. При высокой температуре вязкость не должна быть слишком мала, чтобы пленка масла надежно защищала трущиеся поверхности.

Классификация SАЕ J- 300 от марта 1993 г. содержит шесть классов зимних и пять классов летних масел. Зимние классы имеют в обозначении букву "W", первую в слове winter – зима.

Всесезонные масла должны соответствовать по низкотемпературным свойствам одному из зимних классов и одному из летних. Они имеют двойное обозначение, например SАЕ 10W-30, SAE 15W-40 и т.п.

Прокачиваемость - способность масляного насоса прокачать масло при минимальной температуре.

Проворачиваемость - способность старте проворачивать двигатель при минимальной температуре масла.

Температура, при которой обеспечивается прокачиваемость зимних и всесезонных масел, для всех классов на 5° С ниже температуры, при которых обеспечивается проворачивание двигателя старте ром. Это гарантия того, что при проворачивании двигателя стартером не будет сухого трения в узлах

Классификация SAE моторных масел по вязкости

Класс вязкости по SAE Прокачиваемость при температуре, ° С Приворачиваемость при температуре , ° С Кинематическая вязкость, мм2 /с при 100° С
OW -35 -35 3,8
5W -30 -25 3,8
10W -25 -20 4,1
15W -20 -15 5,6
20W -15 -10 5,6
25W -10 -5 9,3
20     5,6
30     9,3
40     12,5
50     16,3
60     21,9

Аналоги вязкостных классов мотрных масел по классификациям России и SAE.

РОССИЯ SAE РОССИЯ SAE РОССИЯ SAE
5W 12 30 4з/10 10W/30
10W 14 40 5з/10 15W/30
15W 16 40 5з/12 15W/30
20W 20 50 6з/10 20W/30
6 20 3з/8 5W/20 6з/12 20W/30
8 20 4з/6 10W/20 6з/14 20W/40
10 30 4з/8 10W/20 6з/16 20W/40

 

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам. Классификация API (Американский институт нефти) подразделяет моторные масла на две категории: “S” (service) и “C” (commercial). К первой относятся масла, применяемые в бензиновых двигателях , а ко второй – дизельные масла. Обозначение класса складывается из начальной буквы, обозначающей категорию, и второй буквы, обозначающей уровень эксплуатационных свойств. Чем ближе к началу латинского алфавита вторая буква, тем ниже требования к свойствам данного масла (самые низкие уровни SA и CA сегодня практически не встречаются.

Классы дизельных масел CD и CF подразделяются на масла для 2- и 4- тактных дизелей, обозначаемых дополнительной цифрой, например CD II или CF-2, CF-1.

Принадлежность к определенному классу API устанавливается рядом квалификационных испытаний в двигателях или специальных моторных установках. При этом оценке подлежат моющие, диспергирующие , противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные, защитные и другие свойства сертифицируемых масел.

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам.

Группа масел Рекомендуемая область применения
Категория S (карбюраторные двигатели)
Россия API
Б SA Двигатели, работающие в легких условиях
А SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках
Б SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.)
В SD Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.)
Г SE Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.)
SF Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине*
SG Двигатели выпуска с 1989 г.
SH Двигатели выпуска с 1994 г.
SJ Двигатели выпуска с 1996 г.
Категория С (дизельные двигатели)
Россия API
Б2 CA Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе
В2 CB Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
Г2 CC Двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
CD Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе
CD-II То же с учетом специфических требований двухтактных двигателей
CE Двигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения)
CF-4 Двигатели выпуска с 1990 г.
CF-2 Улучшенные характеристики CD-II для двухтактных двигателей
CG-4 Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики SF-4 и ужесточены требования к токсичности отработавших газов.

* Начиная с этой группы и далее рекомендуются к применению во всех отечественных моторах.

Европейская классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам. Эта классификация существенно отличается от классификации API, в частности, более высокими требованиями к антиокислительным и противоизносным свойствам масел.

ССМС (Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка) подразделяет моторные масла на дизельные и бензиновые. Масла для бензиновых двигателей обозначают буквой G, дизельных – D.

Класс масла Рекомендуемая область применения
Масла для карбюраторных двигателей
G1 Двигатели, работающие в обычных условиях

G2

Двигатели современных легковых автомобилей, работающие в ужесточенных условиях

G3

Двигатели современных и перспективных автомобилей, предъявляющих высокие требования к вязкостным и противоокислительным свойствам масла

G4

Двигатели современных и перспективных автомобилей для коростных автострад

G5

Двигатели спортивных скоростных автомобилей, предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла

Масла для дизелей

D1

Двигатели без наддува, работающие при обычных условиях

D2

Двигатели без наддува для тяжелых условий или с наддувом для умеренных условий

D3

Двигатели с наддувом для особо тяжелых условий

PD-1

Дизели легковых автомобилей

D4

Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях

D5

Двигатели с высоким наддувом, работающие в особотяжелых условиях

PD-2

Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей, предъявляющие особые требования к диспергирующим свойствам масла

В 1996 году классификацию ССМС сменила новая – АСЕА  (Ассоциация европейский изготовителей автомобилей). Это также классификация европейского моторного масла, которая более полно характеризует его применяемость.

Классификация моторных масел по АСЕА 

Категория Характеристики Применение и особенности
"А"– бензиновые двигатели

А1-96

Предотвращение образования отложений на поршне и шлама, стойкость к высоко-температурному окислению, защита от износа Масло с максимальным топливосберегающим эффектом. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 оС (без турбонаддува)

А2-96

То же, что и А1-96, но с лучшей защитой подшипников Стандартный класс для двигателей современных и перспективных автомобилей, используемых на скоростных автострадах.

 

По свойствам лучше чем ССМС G4, в целом на 20% (с турбонаддувом и без него)

А3-96

То же, что и А2-96, но с лучшей стойкостью к высокотемпературному окислению, чем А1-96 и А2-96 Экстракласс, для двигателей скоростных автомобилей, предъявляющих особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла. По свойствам масла лучше, чем ССМС G5 в целом на 20% (с турбонаддувом и без него)
"В" - дизельные двигатели легковых автомобилей

В1-96

Предотврашение образования отложений на поршне, диспергирование сажи (загущение масла), защита кулачков распределительного вала от износа. Масло с максимальным топливосберегающим эффектом.

 

Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150 оС (без турбонаддува)

В2-96

То же, что и В1-96, но с лучшей защитой подшипников Стандартный класс, двигатели с турбонаддувом и без него для легковых автомобилей. По сравнению с маслами PD-2 по ССМС улучшает диспергирование сажи на 30%

В3-96

То же, что и В2-96, но с лучшей защитой кулачков распределительного вала от износа, способностью диспергировать сажу и сохранять вязкостную характеристику Экстракласс, двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей. По сравнению с маслами PD-2 по ССМС улучшает диспергирование сажи на 20-30%
"Е" - дизельные двигатели грузовых автомобилей

Е1-96

Предотвращение образования отложений на поршне, полировка цилиндров, защита кулачков распределительного вала от износа Стандартный класс, двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях, по свойствам (износ) лучше чем ССМС D4 на 20%

Е2-96

Лучшие характеристьики чем у Е1-96, по тем же показателям Стандартный класс , двигатели с высоким наддувом и без наддува, работающие в легких и тяжелых условиях, по свойствам (чистота и износ) лучше, чем Е1-96

Е3-96

Лучшие характеристики, чем у Е2-96, по тем же показателям. Дополнительно контролируется способность диспергировать сажу и сохранять вязкостную характеристику Экстракласс с отличной способностью диспергировать сажу, двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях, по свойствам лучше чем ССМС D5 в целом на 20%

Многие производители автомобилей предъявляют дополнительные требования к маслам, применяемым в их двигателях. Для этой цели некоторые фирмы составляют списки, в которых перечисляются все проверенные и апробированные им продукты.

Трансмиссионные масла.

Хорошо известное многим поколениям автомобилистов трансмиссионное масло ТАД-17И ныне ушло в прошлое – его сменил аналог ТМ5-18. Емкости со старой маркировкой либо “перележали” на складе дольше установленного срока хранения(3 года), либо являются подделкой. Извечный вопрос владельцев "самар" – каким маслом заправлять коробку передач, решается просто: здесь применяются маловязкие трансмиссионные масла GL-3 и GL-4 по API или моторное масло. В картеры ведущих задних мостов следует заливать только трансмиссионные масла GL-5 по API – они специально предназначены для типовых передач.

Как и моторное, трансмиссионные масла классифицируются по SAE и API.

Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости.

Класс вязкости по SAE Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 ПА .с, оС Кинематическая вязкость при 100 оС, мм2 на с
75W -40 4,1
80W -26 7,1
85W -12 11
90 13,5
140 24
250 41

Классификация API трансмиссионных масел по области применения.

Группа Область применения
GL-1 Цилиндрические, червячные, спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов
GL-2 Червячные передачи, работающие условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент
GL-3 Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.
GL-4 Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
GL-5 Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен и высоких скоростях скольжения. Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки.
GL-6 Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, то есть работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

сайт компании "СЕРВИС-ПОЛИМЕР" сайт компании "СЕРВИС-ПОЛИМЕР"

Главная страница | О проекте | Гостевая книга
Вопросы, пожелания по содержанию присылайте на aya@email.ru
Ваши комментарии о сайте присылайте  webmaster


Rambler's Top100
Hosted by uCoz