РАЗДЕЛЫ

  • О музыке

Copyright © 2002  ЗАО"Сервис-полимер".


  Рейтинг ресурсов УралWeb 

Яндекс цитирования

SpyLOG

Rambler's Top100

 

МУЗЫКА В ПУТИ

Попробуем рассказать о последней тенденции в развитии автомобильной радиоаппаратуры. Но чтобы понять ее истоки, два слова о достоинствах и недостатках столь привычной многим автомобилистам кассеты.

Родилась она в 1963 году и поначалу с трудом пробивала себе дорогу. Придумала ее голландская фирма "Филипс". Лет через двадцать компакт-кассета вытеснила с рынка бытовые катушечные магнитофоны и надолго "прописалась" в автомобилях. Главные достоинства - простота в обращении (вспомните, как долго приходилось заменять катушки в магнитофонах} и универсальность: ее можно слушать дома, в автомобиле и т. д. К тому же кассета недорога. Недостатков, однако, у нее куда больше. Главное - малая полоса воспроизводимых частот. Например, максимальная частота звука, которую можно записать на ленте "типа I" - 14000 Гц - это меньше, чем способно воспринять ухо человека. То есть, высокие ноты (кстати, и басы) просто пропадают. Сравните: у компакт-диска верхний предел аж за 20000 Гц - большинству меломанов этого хватает.

Другой недостаток - большой шум, в чем легко убедиться. Время непрерывного звучания мало - обычно не более 45 минут (очень редко 60 - за счет ухудшения качества пленки), потом нужно переходить на следующую дорожку. При проигрывании на другом магнитофоне кассета иногда звучит хуже, чем на том, на котором ее записали. Го­ловки разных аппаратов настроены немного посвоему.

Положение   пытались исправить, применяя системы шумоподавления и более совершенную ленту ("тип II", "тип IV") -что, конечно, удорожает магнитофоны. Наверное, поэтому большинство покупателей делают выбор в пользу простых аппаратов и ленты "тип I".

Были и продолжаются попытки внедрить на кассетах цифровую запись сигнала, как на компакт-дисках. Упрощенно говоря, аппаратура превращает каждую ноту в цифровой код, который и записывают на ленте. При расшифровке принимаются во внимание только эти коды, а шумы почти не воспроизводятся. Цифровой сигнал позволил расширить и частотный диапазон. Тем не менее, новые стандарты записи (DAT, DCC и др.) в любительской аппаратуре не прижились. Каждый из них стоил трудов целой армии инженеров и больших капиталовложений...

 

Может, все дело в недолговечности кассеты? Если oна очень хорошего качества, то выдержива лишь около 800 проигрываний - лента  изнашивается. О низкокачественных лучше даже не вспоминать. Во время хранения один слой ленты намагничивает другой, поэтому на старых кассетах порой слышится «посторонняя» музыка. Рекомендуют периодически перематывать кассеты, но в этом случае запись ухудшается лишь более равномерно. От таких недостатков цифровая запись, конечно же, не спасает.

Совсем другое дело - компакт-диск (стандарт записи CD - "Си-Ди"). Большой динамический диапазон, малый шум, звучит больше часа, да и почти не изнашивается. Стоит дороже, но не настолько, чтобы это мешало массовому распространению. Недостатков у диска меньше, крупных всего два: нельзя записывать самому, неудобно заменять диски одной рукой. Последнее для водителей автомобилей весьма существенно, поэтому для них придумали Си-Ди-ченджеры. Гораздо позже, лишь несколько лет назад, подобные устройства появились в домашней аппаратуре. Пытаются внедрить, пока не очень успешно, стандарт CD-R, который позволяет сделать запись на диск.

Неужели нельзя избавить диск от недостатков? "Можно!" - решили на японской фирме "Сони" и изобрели мини-диск (MD). Пластмассовый корпус с металлической шторкой - точь-в-точь дискета для компь­ютера, только начинка другая - диск для лазерного проигрывателя. Время звучания - 74 минуты, как у "Си-Ди", хотя размер меньший.

Новый носитель звука так же прост в обращении, как кассета. Мини-диск трудно поцарапать, стала ненужна громоздкая коробка. Он не так боится высоких и низких температур, как пленка в кассете. Как и на компакт-диске, легко найти любой музыкальный фрагмент - перематывать, в отличие от кассеты, не надо, доступ почти мгновенный. Порядок воспроизведения записей нетрудно запрограммировать.

Главное, можно записать любимую музыку и взять в дорогу. Причем не просто записать, а смонтировать: сдвинуть музыкальные произведения, вставить новые, стереть. Каждое можно сопроводить коротким текстом - потом он высвечивается на экране. Возможности - колоссальные! О них еще рассказывать и рассказывать, но... автомобилисты смогут лишь проигрывать мини-диск, а записывать только дома, как, впрочем, и компакт-кассету.

Неужели у мини-диска нет никаких минусов? Основной - запись звучит хуже, чем на компакт-диске. Однако "Сони" поработала над недостатками, и новая версия алгоритма записи - она называется ATRAC-4.0 - намного лучше прежних. Другой недостаток - высокая цена. Записывающие устройства - деки стоят на российском рынке 200-1500 долларов, в зависимости от модели. Ныне их выпускает не только "Сони", но и другие известные фирмы: "Джей-Ви-Си" (JVC), "Маранц" (Marantz), "Айва" (Aiwa), "Денон" (Denon) и др. Наибольшую популярность новые носители звука снискали в странах Дальнего Востока, где объем продаж довольно велик. Рассчитывают, что в нынешнем году половина автомобильной аппаратуры, проданной на японском рынке, будет с мини­дисками. Здесь цепная реакция, как в ядерной физике: чем больше покупают, тем больше выпускают, а значит, падает себестоимость и вслед за ней - цена в магазине. А чем она ниже, тем больше покупают, соответственно больше выпускают... см. выше. Поэтому цены на МD-аппаратуру стремительно падают.

Удастся ли "Сони" "раскрутить" новый стандарт звукозаписи и достойно ответить "Филипсу"? Пока однозначно ответить сложно. Скорее всего, да. Однако и старушка кассета на пенсию не торопится. В Западной Европе примерно 60% продаваемой автомобильной аппаратуры - с проигрывателями для кассет, а не для дисков. Вспомните, как долго не сдавались катушечные магнитофоны. Так и кассеты - своих позиций на рынке без боя не уступят.

Удавалось ли когда-нибудь "Сони" внедрить на рынке свой собственный стандарт? Да, сейчас в Западной Европе большинство покупателей бытовых видеокамер предпочитают стандарт "Видео-8" (Video-8), придуманный "Сони". Здесь он вытесняет появившийся немного раньше стандарт "Ви-Эйч-Эс" (VHS), изобретенный фирмой "Джей-Ви-Си". (Кстати, в России этого почему-то не происходит.)

В общем, для успеха нового начинания требуется вложить деньги, наладить рекламу и... убедить изготовителей музыкальных записей перейти на новый носитель звука. А им, понятно, не очень хочется менять налаженное производство. Впрочем, "Сони" занимается и этим видом бизнеса.

Теперь перейдем к тому, что предлагают российским автомобилистам. Во-первых, ченджеры мини-дисков. От Си-Ди-ченджеров их отличают малые размеры (176x84x125 мм). Если приборы рассчитаны на шесть дисков, то  легко помещается в перчаточном ящике или в подлокотнике, который устанавливают в иномарках между передними сиденьями. Это стало возможным благодаря небольшим размерам дисков. Еще преимущество: во время работы ченджера диски можно вынимать, разумеется, за исключением того, который в данный момент воспроизводится. Поскольку маленькому аппарату легче найти место "под рукой", заменить диски водитель сможет даже во время движения.

"Сони" предлагает также прием­ник с четырехдисковым проигрывателем MDX-400RDS высшего класса без усилителя мощности. Интересно, что последний размещен в корпусе стандартного размера - как магнитола. Сделать подобный прибор с четырьмя компакт-дисками еще никому не удалось, а с мини-дисками удается. К аппарату можно подключить еще Си-Ди- или мини-диск-ченджер, что заметно расширит музыкальный репертуар.


все для крутой езды
Главная страница| О проекте | Гостевая книга
Вопросы, пожелания по содержанию присылайте на aya@email.ru
Ваши комментарии о сайте присылайте  webmaster


Rambler's Top100
Hosted by uCoz